130 лет назад, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье родился мальчик, который спустя 30 лет, за несколько дней до гибели в гостинице «Англетер», скажет о себе так: «Я ведь Божья дудка…»
Наверное, многие уже догадались, о ком речь. Оно и немудрено – если кто знаком со стихами Сергея Есенина, тот обязательно знаком и с его биографией. Во всяком случае, с её трагическим финалом, который служит темой для спекуляций без малого 100 лет.
А людей, которые со стихами Есенина незнакомы, в нашей стране, наверное, нет. В 2021-м по итогам опроса читателей выяснилось, что Сергей Есенин – абсолютный лидер по популярности среди поэтов. За него проголосовали 51% опрошенных. Вторым шёл Александр Пушкин, набравший 43% голосов.
Поэтому так много и тех, кто ломает голову над последними днями поэта. Почти под микроскопом разглядывают каждый его шаг, в каждом его слове ищут ключ к пониманию того, что произошло. Разумеется, не обходят вниманием и «Божью дудку». Тем более что сам Есенин вроде бы объяснил, что это значит: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же». И все с пониманием кивают – действительно, если себя отдавать без остатка, то трагический финал предсказуем.
На самом деле это не объяснение, а уход от ответа. Есенин, будучи выходцем из среды верующих людей, не мог не знать, как там иногда иронично называли Божьих служителей. Об этом поведал другой классик, Николай Помяловский, в повести «Очерки бурсы», когда описал диалог двух купцов, выясняющих, что такое дьячок: «Дьячок есть дудка, чрез которую глас Божий проходит, но… её не задевает – вот что!»
И вот это – попадание в яблочко. Другое дело, что Есенин вряд ли сказал бы правду. Потому что правда очень страшная. Дьячка «глас Божий», быть может, и не задевает. А вот поэта он беспокоит, не отпускает, донимает, возможно, даже мучит. И происходит это постоянно, каждую минуту, каждую секунду. Да, это по-настоящему страшно, но объясняет если не все экстравагантные выходки Есенина, то очень многие. Во всяком случае, его странное отношение к религии, которое менялось очень резко. Вот его «Серебристая дорога» 1917 года, которая заканчивается так: «Может быть, к вратам Господним сам себя я приведу». А вот поэма «Инония» 1918 года: «Тело, Христово тело, выплёвываю изо рта»… И это не кощунство. Это крайняя мера, на которую идёт измученный «гласом Божьим» поэт. Он устал по-хорошему просить оставить его в покое и пытается порвать всё разом, пусть и с помощью оскорбления, лишь бы дали пожить по-человечески.
Тщетно. От судьбы не уйдёшь, к тому же, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. «Глас Божий» задевал поэта не только таким вот мучительным образом. Потому что все взлёты Есенина – а они бывали нереально высокими – тоже обусловлены им. В том числе и тот главный взлёт, который фактически уравнял Есенина с его кумиром – Александром Пушкиным.
Иногда преклонение Есенина перед «солнцем русской поэзии» доходило до нелепицы. Актриса Августа Миклашевская, возлюбленная поэта, вспоминала: «В день своего рождения вышел к нам Есенин в крылатке и в широком цилиндре, какой носил Пушкин. Вышел и сконфузился. Взял меня под руку, чтобы идти, и тихо спросил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим…» Иногда выглядело до слёз трогательно – поэт Всеволод Рождественский рассказывал, как Есенин попросил провести его к дому, где умер Пушкин, и, едва увидев здание, снял шапку и встал на колени: «Может, перекреститься, а?»
«Шкура мужика»
Но настало время, когда Есенин понял, что в силах потягаться со своим кумиром. Не так, как это делали футуристы, призывающие бросить всех классиков, и первого, конечно же, Пушкина, с «парохода современности». Нет, то был честный поединок, причём Есенин добровольно начал из крайне невыгодной позиции, затеяв полемику с «нашим всем» на его же поле. Книговед и историк поэзии Иван Розанов вспоминал свой разговор с Есениным, когда тот объяснял, что Пушкин ни в «Истории Пугачёвского бунта», ни в «Капитанской дочке» не достиг настоящего понимания того, о чём писал, поскольку не смог влезть в «шкуру мужика»: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был не прав. Ведь Пугачёв был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало». Так было задумано одно из самых значительных произведений Есенина – драматическая поэма «Пугачёв», написанная в 1921 году…
Во второй главе «Деяний апостолов» описывается эпизод, имевший место на празднике Пятидесятницы, когда апостолы вдруг начали говорить на иностранных языках, да так, что их прекрасно понимали люди, пришедшие из разных краёв – от Египта и Ливии до Причерноморья и Рима: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».
Именно этот момент всплывает в памяти, когда знакомишься с реакцией тех иностранцев, кому повезло услышать «Пугачёва» в авторском исполнении во время заграничного турне Есенина и его жены Айседоры Дункан 1922–1923 годов. Вот публицист Владимир Рындзюн, писавший под псевдонимом А. Ветлугин: «Когда майским вечером в комнатке, пропахшей табаком, духами, блёклой берлинской зеленью, проревёт он монолог «отчаянного негодяя и жулика» Хлопуши, то заезжий француз схватится за седую голову и, не поняв ни одного слова, прошепчет: «Да… Теперь я понял. Это глупо, но… В общем… Это великая революция». А вот как описывает финал чтения «Пугачёва» в Брюсселе Лола Кинел, секретарша Айседоры Дункан, полька по происхождению: «Долгое время никто из нас не мог поднять рук для аплодисментов, потом они разразились вместе с диким шумом и криком. Только я одна знала русский и могла понять смысл, почувствовать мелодичность его слов, но все остальные восприняли силу переживаний и были потрясены до глубины души».
Открытый финал
Два солнца?
Это дорогого стоит. Но давайте вспомним, что там было дальше в «Деяниях апостолов»: «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина»… Знакомая песня, не правда ли? Очень похожие потоки грязи будут лить и на Есенина. Нет, никто не отрицает, что он пил, скандалил, дрался… Но всё-таки грязь к нему не липнет. И его соперничество с Пушкиным удивительным образом завершилось победой обоих. Наш современник, писатель и философ Юрий Мамлеев, ушедший из жизни в 2015 году, говорил: «Значение Есенина в русской поэзии и в духовном мире настолько огромно и необычно, что не будет преувеличением сказать, что значение Есенина как национального русского поэта не уступает значению Пушкина».